Сборник статей

Взаимодействие кафедр ЮНЕСКО с целью стратегического планирования и устойчивого развития

Материалы видеоконференции 5 июня 2020 года

Под редакцией А. И. Рудского, В. В. Окрепилова

Приветствие ректора Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академика РАН А.И. Рудского

Уважаемые коллеги!

Все развитые страны мира стремятся следовать концепции устойчивого развития национальной экономики, гармонично развивать общество с учетом сохранения природных ресурсов и одновременно вектора научно-технологического и технического прогресса.

17 целей и 169 задач сформулированных ЮНЕСКО будут на ближайшие 15 лет определять деятельность человечества. Особое место в реализации стратегии устойчивого развития отводится кафедрам ЮНЕСКО, их деятельности и их взаимодействию. В университетах стратегия устойчивого развития реализуется через разработку новой техники, технологий с максимальным природосбережением, через воспитание и обучение молодежи в контексте целей устойчивого развития, поддержку волонтерских движений по сохранению окружающей среды. Цели устойчивого развития во многом пересекаются с национальными проектами России в рамках которых реализуется научно-техническое и социально-экономическое развитие нашей страны.

Это образование, наука, здоровье, индустрия, цифровая экономика. Масштабная деятельность политехнического университета в реализации целей ООН по устойчивому развитию отмечена в рейтинге университетов THE University Impact Rankings 2020. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого занял 37-ю строчку в мировом рейтинге. И первую среди российских вузов. В рейтинге оценивалось воздействие университета на несколько областей общественной жизни, в частности, устойчивые города – наша мировая позиция на 30-м месте, партнерство в интересах устойчивого развития – 89-е место, достойная работа и экономический рост – 28-я позиция, чистая энергия – пятая позиция в мире.

Университет нацелен на взаимодействие с высокотехнологичной промышленностью, ведущими промышленными корпорациями. Участие в национальных проектах является приоритетным. Прежде всего, это национальная технологическая инициатива и цифровая экономика. В политехническом университете реализуется несколько крупных национальных проектов. Например, участие в региональных научно-образовательных и научно-технологических разработках. Это и цифровой Обь-Иртышский бассейн, это НОЦ Самарского региона, это НОЦ Тюмени, это НОЦ Перми. Стратегия развития арктической зоны, создание транспорта будущего, разработка цифровых двойников уникального оборудования и технических систем. Реализуется крупнейший проект создания Технополиса Политех, поддержанный Президентом Российской Федерации Путиным Владимиром Владимировичем. Большие усилия для его воплощения предпринимает руководство Министерства науки и высшего образования. Проект предусматривает создание научно-образовательного комплекса в партнерстве с ведущими национальными корпорациями, такими как Роснефть, Газпром Росатом, Ростех, Вертолеты России, Камаз, Северсталь и многие, многие другие. Всего более сотни ведущих предприятий России. Для них университет уже выполняет крупные проекты. Одновременно Технополис включает проект создания студенческого кампуса мирового уровня с условиями проживания, ориентированными на стандарты XXI века.

Уважаемые коллеги, желаю вам успешной работы и воплощения целей устойчивого развития. Особая благодарность Григорию Эдуардовичу, как руководителю комиссии российской федерации по делам ЮНЕСКО за постоянное внимание и поддержку наших кафедр ЮНЕСКО, за поддержку нашей конференции.

Приветствие ответственного секретаря комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, посла по особым поручениям МИД России Г. Э. Орджоникидзе

От имени Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО приветствую организаторов и участников видеоконференции, посвященной вопросам взаимодействия кафедр ЮНЕСКО с целью стратегического планирования и устойчивого развития.

Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого уже несколько лет является активным участником Программы УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО – одной их самых успешных образовательных инициатив Организации. На данный момент сеть объединяет 835 кафедр из 110 стран. В России, как Вы знаете, действует 67 кафедр ЮНЕСКО, давно и успешно функционирует Координационный комитет. О высокой значимости программы свидетельствует тот факт, что во время своего визита в Россию Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле приняла участие в открытии Конгресса кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации.

Хотел бы с удовлетворением отметить, что кафедра ЮНЕСКО Политехнического университета образцово демонстрирует, как должна планироваться и осуществляться работа внутри сети УНИТВИН. Данное мероприятие организовано в тесном взаимодействии трех кафедр ЮНЕСКО Санкт-Петербурга. В этой связи позвольте также адресовать слова благодарности университетам-соорганизаторам – Государственному педагогическому университету имени А. И. Герцена и Государственному университету аэрокосмического приборостроения.

Когда мы говорим о сотрудничестве кафедр с Секретариатом ЮНЕСКО и между собой важно помнить о существовании Руководства Программой УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО. В конце 2017 года оно было обновлено, внесены некоторые существенные изменения. В частности, отмечается, что у современной кафедры может быть только развитая сеть партнеров, но не сателлитов или как ранее называлось
отделений. Ставка делается на создание самостоятельных кафедр ЮНЕСКО со своей уникальной тематикой и развитой партнерской сетью на национальном, региональном и международном уровне.

Призываю все российские кафедры ЮНЕСКО внимательно ознакомиться с руководством и скорректировать свою работу в соответствии с обновленными требованиям.

Уверен, что российская сеть кафедр ЮНЕСКО будет расти, партнёрские сети развиваться, развивать сотрудничество с кафедрами ЮНЕСКО других стран, а также с соответствующими подразделениями Секретариата ЮНЕСКО. Именно такая активная позиция позволит кафедрам ЮНЕСКО стать проводником того лучшего, что имеется в российском образовании и науке, расширить российское экспертное участие на площадке ЮНЕСКО.

Искренне желаю участникам видеоконференции плодотворного обмена опытом и самое главное, здоровья.

  • Содержание

    Айтасова А. С. Меры со стороны СПбПУ по достижению целей в области устойчивого развития

    Антохина Ю. А., Крячко А. Ф., Оводенко А. А. Метод формирования структуры управления знаниями участников высокотехнологичных проектов

    Блинов В. Б. Цифровизация образования: реалии сегодняшнего дня

    Барыкин С. Е., Калинина О. В. Умные цепи поставок как основа устойчивого развития в рамках ЕАЭС

    Булюктов Б. М. Основные концепции теории развития больших систем

    Гавердовская К. А. Инициативы ЮНЕСКО в связи с распространением пандемии COVID-19

    Глухов В. В., Васецкая Н. О. Скрытые резервы и риски моделей глобального взаимодействия в условиях цифровой экономики

    Глухов В. В., Расковалов В. Л., Горин Е. А. Подготовка специалистов для инновационной экономики: текущее состояние и новые требования

    Горин Е. А., Имзалиева М. Р. Производительность труда и занятость населения: региональный аспект

    Давыденко Е. В. Непрерывное образование как инновационный элемент российской образовательной системы

    Жожиков А. В., Де Оливейра Ж. М., Матиессен Свейн Д. Стратегические подходы к устойчивому развитию коренных малочисленных народов Арктики на основе международного сотрудничества

    Злобина О. В., Окрепилов В. В., Пешкова Г. Ю. Роль финансовых инноваций в развитии экономики

    Зорин К. В., Пустовалов Д. А., Дмитриева Е. А., Гуревич К. Г. Вклад кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни – залог успешного развития» МГМСУ имени А. И. Евдокимова в образование для устойчивого развития и здоровья будущих поколений

    Иванова С. В., Иванов О. Б. Аксиологические проблемы в эпоху четвертой промышленной революции

    Карапетянц И. В. Цели устойчивого развития в совершенствовании транспортных технологий в контексте национальных стратегий РФ

    Карпов Д. А. Конгрессно-выставочная деятельность как инструмент продвижения целей устойчивого развития

    Классен Н. В. Мероприятия по обеспечению всеохватного и справедливого качественного образования

    Козлов А. В., Сидоркина О. В., Погребная Т. В. Прикладная диалектика – инструмент устойчивого развития

    Колесникова Т. В. Противоречивый образ Китая в контексте зеленой экономики

    Кузьмина С. Н., Калмыкова С. В. Специальные процессы образовательной деятельности: требования, риски, управление

    Литвиненко Е. В. Ценовой диспаритет как фактор регионального неравенства и бедности

    Мазина А. Л., Арсеньев Д. Г., Никончук Е. Г. Развитие образования для устойчивого развития: опыт Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

    Маркелов К. А. Взаимодействие кафедр ЮНЕСКО с населением в интересах устойчивого развития

    Монахов В. М., Варустина Е. Л. Кафедры ЮНЕСКО: перспективы сотрудничества и взаимодействия в достижении целей устойчивого развития

    Маскаленко Э. В. Россия в концепции целей устойчивого развития

    Назарова Г .Н. Рециклинг как основа рационализации производства и снижения ресурсной нагрузки на окружающую среду

    Окрепилов В. В., Глухов В. В., Горин Е. А. Повышение качества образования – стратегическая основа устойчивого развития

    Родионов Д. Г., Рудская И. А., Кудрявцева Т. Ю., Схведиани А. Е. Идентификация профиля компетенций профессии «аналитик данных»

    Рубцов В. В. Приоритетные направления развития и лучшие практики кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» в Московском государственном психолого-педагогическом университете

    Рудской А. И., Боровков А. И., Клочков Ю. С. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого вошел в топ-50 самых влиятельных вузов мира

    Сагитов С. Т. О приоритетных направлениях деятельности кафедры ЮНЕСКО в Акмуллинском университете

    Сколубович Ю. Л., Синеева Н. В. Экологические молодежные проекты как инструмент экологического образования в интересах устойчивого развития

    Солодовник Д. М., Фурсов К. А., Пархимович В. Л. Проблемы «устойчивого развития» после COVID-19: противоречия и тенденции

    Спивак Д. Л., Венкова А. В., Степанов М. А. Межкультурный диалог в цифровом мире

    Тарасова Н. П., Додонова А. А., Занин А. А., Гоманова С. О. Стратегическое межсекторное партнёрство в сфере образования и науки в интересах устойчивого развития