Положение о кафедре

ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ СПбПУ

кафедра ЮНЕСКО «Управление качеством образования для устойчивого развития»

1. Специфика кафедр ЮНЕСКО

Всемирная программа кафедр ЮНЕСКО (UNITWIN/UNESCO Chairs), учрежденная в 1991 г. по решению 26-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, объединяет в настоящее время более 600 кафедр в 126 странах мира. Они предназначены для развития межуниверситетского сотрудничества на глобальном, межрегиональном, региональном и субрегиональном уровнях по отдельным направлениям образования, науки, культуры и коммуникации.

В России сформировано 65 кафедр ЮНЕСКО, в Санкт-Петербурге – 3 кафедры.

Россия является важным объектом приложения усилий ЮНЕСКО в продвижении образовательной политики. Кафедры ЮНЕСКО, действуют в духе академической солидарности. Они играют важную роль в обмене опытом, знаниями, информацией по всему спектру вопросов высшего образования и развития науки, обеспечивают вхождение вузов в всемирную систему межвузовского и научного сотрудничества.

Научно-методическое подразделение кафедра ЮНЕСКО не является обычным учебным подразделением вуза в традиционном для системы высшего образования понимании. Каждая кафедра ЮНЕСКО – это звено в глобальной сети межуниверситетского сотрудничества. Кафедры стимулируют процесс формирования устойчивых связей между вузами и академическими учреждениями, правительствами, местными властями, предпринимательскими кругами, гражданским обществом и т. д.

Основополагающим принципом Программы является полноценное и равноправное партнерство университетов, которые через кафедры ЮНЕСКО инициируют и реализуют различные проекты в ее рамках, уважая при этом университетскую автономию и академическую свободу.

Новые стратегические ориентиры Программы UNITWIN/UNESCO Chairs одобрены 176-й сессией Исполнительного Совета ЮНЕСКО в апреле 2007 г. Данное решение ориентирует на превращение кафедр ЮНЕСКО в структуры типа «think-tanks» и «bridge-builders», то есть центры формирования и передачи новых знаний, в том числе на различные уровни принятия решений.

Специфика кафедр ЮНЕСКО проявляется в порядке создания и деятельности. Правовую основу Кафедры составляет Соглашение о ее создании, подписанное Генеральным директором ЮНЕСКО и ректором соответствующего университета. В подготовке этого документа важную роль играют Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и соответствующий сектор Секретариата ЮНЕСКО. Этот документ определяет цели и задачи Кафедры ЮНЕСКО, порядок ее организации и деятельности, а также отчетности перед ЮНЕСКО и Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

2. Специфика кафедры ЮНЕСКО при СПбПУ

Кафедра ЮНЕСКО существует с 2017 г., когда было подписано Соглашение о ее создании (11.09.2017). Кафедра ЮНЕСКО создается как научно-методическое подразделение, одобренное Ученым советом СПбПУ.
Официальное название:

UNESCO Chair on Education Quality Management for Sustainable Development.

Официальная эмблема:

3. Потребность в создании в СПбПУ кафедры ЮНЕСКО

Кафедры ЮНЕСКО в России специализируются по широкому кругу проблем (права человека, коммуникация, экология, морская геология, конверсия, энергетика, архитектура, философия и т. д.). В то же время проблематика управления качеством образования в контексте устойчивого развития представлена только на кафедре ЮНЕСКО при СПбПУ.

Появление такой кафедры ЮНЕСКО в структуре СПбПУ позволит, с одной стороны, расширить международные связи Университета, а с другой, укрепить его лидерские позиции в преподавании и исследовании вопросов управления качеством и особенностей устойчивого развития экономики.

Кафедра ЮНЕСКО создается в СПбПУ как общеуниверситетское подразделение, на базе коллектива ведущих специалистов, работающих в разных институтах СПбПУ, в разных городах и даже в разных странах, но объединенных общностью научных интересов в сфере экономики, социологии и философии управления качеством образования в контексте устойчивого развития.

Совместная исследовательская деятельность членов этого коллектива должна позволить кафедре ЮНЕСКО занять нишу ведущего и наиболее авторитетного в Российской Федерации экспертного центра в данной сфере.

При этом необходимо учитывать, что в силу самой стратегии кафедральной программы ЮНЕСКО, кафедра ЮНЕСКО при СПбПУ должна стать в первую очередь исследовательским и экспертным подразделением, призванным за счет объединения творческих сил ведущих специалистов страны в соответствующей сфере, обеспечить СПбПУ передовые позиции в вопросах научного осмысления проблем управления качеством образования в интересах устойчивого развития экономики, а также экономической и гуманитарной деятельности, осуществляемой с использованием информационной среды глобальных компьютерных сетей (Cyberspace Law).

С учетом указанных особенностей целесообразным представляется создание кафедры ЮНЕСКО в качестве общеуниверситетского подразделения, работающего в контакте с большинством институтов Университета по соответствующим направлениям, в том числе в плане преподавания специальных авторских курсов и организации семинаров для практиков.

При этом проблемы должны рассматриваться именно в практическом и сугубо комплексном плане, а в отдельных случаях – в междисциплинарном разрезе.

В пользу создания специализированной общеуниверситетской кафедры ЮНЕСКО говорит и то, что через нее СПбПУ получает дополнительные возможности для сотрудничества со многими зарубежными университетами, вовлеченными в кафедральную программу ЮНЕСКО, что также будет способствовать укреплению международного авторитета СПбПУ.

4. Цели и задачи кафедры ЮНЕСКО

Согласно Соглашению о создании кафедры ЮНЕСКО ее целями являются:

  • учреждение образовательных и научно-исследовательских программ, академических курсов с целью подготовки квалифицированных специалистов соответствующей области знаний;
  • учреждение специальной программы курсов повышения квалификации для преподавателей;
  • налаживание связей с другими высшими учебными заведениями и академическими организациями в Российской Федерации, занимающимися обучением и научными исследованиями в сфере управления качеством образования и устойчивого развития;
  • учреждение программы регионального и международного межуниверситетского сотрудничества в целях развития преподавания и научных исследований в сфере управления качеством образования и устойчивого развития;
  • анализ действующего законодательства и проведенных ранее исследований в сфере управления качеством образования и устойчивого развития;
  • создание базы данных о нормативных актах, библиографии научных работ по данному предмету;
  • публикация учебных материалов и результатов научных исследований в сфере управления качеством образования и устойчивого развития.

Кафедра готова удовлетворять заявки институтов СПбПУ на общие и специальные курсы по соответствующим предметам с учетом профиля факультетов, обеспечивая при этом чтение лекций, проведение семинарских занятий, организацию самостоятельной работы студентов, консультации и проверку контрольных работ, эссе, рефератов, осуществление текущего и итогового контроля в области управления качеством образования и устойчивого развития.

5. Специфические задачи кафедры ЮНЕСКО

1) обеспечивать популяризацию в среде будущей правовой и управленческой элиты современных подходов к развитию устойчивой экономики, которые пропагандирует ЮНЕСКО;
2) выявлять будущих специалистов, которые смогут развивать эти подходы как в научном аспекте, так и в практической деятельности, способствовать их включению в научно-исследовательскую работу по тематике Кафедры ЮНЕСКО;
3) постоянно развивать и углублять практический аспект управления качеством образования и устойчивого развития.

Кафедра ЮНЕСКО готова осуществлять подготовку аспирантов по управления качеством в контексте содержания образования и проблем устойчивого развития.

6. Основные направления деятельности кафедры ЮНЕСКО

Основные направления деятельности кафедры ЮНЕСКО связаны с исследованиями в сфере управления качеством образования и устойчивого развития.

При наличии интереса у институтов на кафедру ЮНЕСКО может быть возложена подготовка учебных курсов (авторских спецкурсов) по управления качеством образования и устойчивого развития.

7. Учебно-методическая работа кафедры ЮНЕСКО

Учебно-методическая работа будет состоять в разработке и внедрении программ по предметам кафедры ЮНЕСКО с использованием методических рекомендаций ЮНЕСКО.

В процессе организации работы кафедры ЮНЕСКО предполагается сбор и систематизация информационных источников по предметам кафедры ЮНЕСКО, формирование библиотеки кафедры ЮНЕСКО, содержащей тексты законов всех стран мира об управления качеством образования и устойчивому развитию.

8. Научно-исследовательская работа кафедры ЮНЕСКО

Сотрудники и члены кафедры ЮНЕСКО ведут научно-исследовательскую работу, принимают активное участие в научных и научно-практических конференциях, круглых столах и иных мероприятиях, посвященных исследованию проблем управления качеством образования и устойчивого развития.

Для придания системности этой деятельности разрабатывается план работы на 5 лет и годичные планы (как кафедральный, так и индивидуальные).

Кафедра ЮНЕСКО будет уделять большое внимание привлечению студентов к исследовательской работе.

9. Издательская и информационная деятельность Кафедры ЮНЕСКО

Деятельность кафедры ЮНЕСКО будет отражаться на сайте Кафедры в рамках общего сайта СПбПУ, научных и учебных публикациях, а также в ежегодном бюллетене.

10. Структура и ресурсы кафедры

Состав кафедры ЮНЕСКО строится по кумулятивному принципу и включает в себя:

а) членов Кафедры ЮНЕСКО;
б) сотрудников Кафедры ЮНЕСКО.

Членами Кафедры ЮНЕСКО являются известные в научных кругах специалисты по проблемам, относящимся к сфере деятельности Кафедры ЮНЕСКО.

Решение о приеме в члены Кафедры ЮНЕСКО принимается ректором СПбПУ по представлению руководителя Кафедры ЮНЕСКО.

Член Кафедры ЮНЕСКО должен принимать участие в научной жизни Кафедры ЮНЕСКО и может привлекаться к преподаванию по линии Кафедры ЮНЕСКО на условиях почасовой оплаты. Он имеет право участвовать в проводимых Кафедрой ЮНЕСКО мероприятиях и издательских проектах, публиковать свои работы используя реквизиты кафедры.

Исходя из положений Соглашения, ректор назначает руководителя Кафедры ЮНЕСКО, который назначается на ограниченный период времени при соблюдении процедуры, согласованной Соглашением между ЮНЕСКО и вузом.
Функции Руководителя Кафедры в основном сводятся к координации деятельности Кафедры ЮНЕСКО.

В соответствии с общими принципами программы UNITWIN/UNESCO Chairs финансирование деятельности Кафедры ЮНЕСКО производится главным образом за счет собственных ресурсов базового вуза, программ и договоров, реализуемых членами кафедры, и пожертвований, поступивших от внешних доноров.

В то же время «в случае, если соответствующее предложение было получено и одобрено ЮНЕСКО, последняя сделает все возможное, чтобы выполнить каталитическую роль в поиске источников финансирования».

11. Этапы становления Кафедры ЮНЕСКО

С учетом особенностей кафедральной программы ЮНЕСКО становление Кафедры ЮНЕСКО при СПбПУ предусматривает следующие этапы:

1) рассмотрение Ученым советом вопроса о создании в СПбПУ научно-методического подразделения кафедра ЮНЕСКО «Управление качеством образования в интересах устойчивого развития» (выполнено);
2) экспертиза заявки вуза на Совете заведующих кафедрами Юнеско;
3) рассмотрение данного вопроса Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО с последующим обращением к Генеральному директору ЮНЕСКО (выполнено);
4) рассмотрение данного вопроса в аппарате ЮНЕСКО (выполнено);
5) рассмотрение данного вопроса Генеральным директором ЮНЕСКО и дача согласия на открытие кафедры ЮНЕСКО управления качеством образования в интересах устойчивого развития при СПбПУ (выполнено);
6) утверждение положения о Кафедре ЮНЕСКО (выполнено);
7) утверждение руководителя Кафедры ЮНЕСКО (выполнено);
8) формирование состава сотрудников Кафедры ЮНЕСКО, решение вопросов материально-технического обеспечения;
7) организация научно-исследовательской, учебно-методической и иной работы Кафедры ЮНЕСКО в полном объеме.

В.В. Окрепилов - руководитель кафедры ЮНЕСКО при СПбПУ «Управление качеством образования для устойчивого развития», академик РАН, доктор экономических наук, профессор

13.12.2017